Прокурор разъясняет

Тулунская межрайонная прокуратура разъясняет

Об увольнении (освобождении от должности)

в связи с утратой доверия

Согласно положениям федеральных законов, определяющих специфику профессиональной служебной (трудовой) деятельности служащих, за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции применяются следующие виды взысканий:

 -  замечание;

 -  выговор;

 -  увольнение со службы по соответствующим основаниям.

Так, государственный (мунициальный)  служащий может быть  уволен со  службы в связи с утратой доверия.

На  основе анализа судебной практики по рассмотрению дел о привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, разъяснений  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации   можно выделить  несколько ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия: 

·        не представлены сведения о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера;

·        не представлены сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и/или несовершеннолетних детей и при этом служащий не обратился в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений с заявлением о невозможности сделать это по объективным причинам;

·        сокрыты факты приобретения земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, стоимость которых служащий не может объяснить исходя из своего официального дохода;

·        сокрыт банковский счет, движение денежных средств по которому в течение отчетного года не было объяснено исходя из доходов служащего;

·        представлены недостоверные сведения, способствующие сокрытию информации о наличии конфликта интересов;

·        представление недостоверных сведений, способствующих сокрытию информации о нарушении запретов;

·        сокрытие сведений о находящемся в собственности недвижимом имуществе, расположенном за пределами Российской Федерации;

·        значительное завышение общей суммы полученных доходов либо указание реально не полученных служащим доходов с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества на законные доходы;

·        значительное завышение общей суммы вкладов в банках и иных кредитных организациях с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества (может осуществляться, когда указывается якобы имеющийся вклад в кредитной организации);

·        значительное завышение общей суммы полученных кредитов и займов, которые играют или могут сыграть ключевую роль в обосновании приобретения недвижимого имущества (может осуществляться путем завышения сумм реально полученных кредитов, а также указания кредитов и займов, которые служащий не получал);

·        указание в разделе 2 Справки заниженной стоимости совершенных сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, с тем чтобы такие сделки можно было объяснить исходя из доходов служащего;

·        служащий не уведомил представителя нанимателя (работодателя) о попытке представителя юридического или физического лица, обратившегося в государственный орган (орган местного самоуправления) либо к соответствующему должностному лицу, склонить служащего к совершению коррупционного правонарушения.

Для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, основания для увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия, перечислены  в статье  13.1  Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ  "О противодействии коррупции".

Сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются в соответствующий реестр сроком на пять лет; сам реестр размещен в открытом доступе в сети Интернет.



ВНИМАНИЕ, КОНКУРС  !!!

 

Генеральной прокуратурой РФ проводится Международный молодежный конкурс социальной рекламы

«Вместе против коррупции!»

Участниками конкурса могут быть:

молодые люди в возрасте 14-35 лет,

а также организации (если представленные ими на конкурс работы подготовлены лицами в возрасте 14-35 лет) 

Конкурс проводится в номинациях:

Лучший видеоролик

Лучший плакат


Работы принимаются  с 01.06.2019 по 01.10.2019 года 

Подробная информация и правила проведения конкурса размещены на сайте www.anticorruption.life



«Граждане вправе участвовать в нормотворчестве органа местного самоуправления» 

          В системе форм участия населения в решении вопросов местного значения правотворческая инициатива граждан занимает важное место.

          Под правотворческой инициативой понимается право граждан, обладающих избирательным правом, вносить на рассмотрение органов и должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, обязательных к рассмотрению указанными органами и должностными лицами.

          Отличительная особенность муниципального нормотворчества ОМС - особая сфера реализации, а именно вопросы местного значения среди которых немаловажную роль играют вопросы социально - трудовой и предпринимательской сфер жизнедеятельности: содействие занятости населения, в том числе путем организации общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, создания рабочих мест; поддержка доходов безработных граждан; создание условий для обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; защита прав потребителей; содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и другие.

          Инициатива в данном случае может исходить непосредственно от населения муниципального образования. Выступить с правотворческой инициативой может инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Очевидно, что здесь не встает вопроса о способности инициирующего субъекта по своей природе выявлять общую волю населения и возможные пробелы в правовом регулировании. Это может быть группа работников предприятий и организаций определенной сферы, членов профсоюзов, представителей работодателей, предпринимателей и пр. 

          При этом, правотворческой инициативой считается не любое высказывание, обращенное к нормотворчеству ОМС, а только внесенное в установленном порядке. Так, в частности, это должна быть инициатива не в виде предложения о принятии муниципального правового акта, а в форме проекта муниципального правового акта.

          Именно проекты, внесенные населением, могут обладать высокой степенью эффективности и быть очень своевременны.

          Важным является тот факт, что федеральное законодательство  закрепляет обязательность, во - первых, рассмотрения нормотворческим ОМС проекта муниципального правового акта, внесенного в качестве правотворческой инициативы граждан, в трехмесячный срок с момента его внесения, во - вторых, обеспечения возможности представителям инициативной группы граждан изложения своей позиции при его рассмотрении, в том числе на открытом заседании коллегиального ОМС, если принятие акта относится к его компетенции.

          Помимо этого, обязательным является доведение в официальной письменной форме до сведения внесшей проект муниципального правового акта инициативной группы граждан мотивированного решения, принятого по результатам рассмотрения проекта. 

          Публичные слушания - это публичное обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, проводимое представительным ОМС или его главой. Помимо таких особенностей данной формы, как ее относительная новизна, обеспечение непосредственного участия населения в нормотворческой деятельности ОМС и целевая направленность на выявление и учет мнения населения по поводу принимаемых муниципальных правовых актов, необходимо отметить еще несколько ее характерных черт, подчеркивающих ее потенциальную эффективность.

          Во-первых, на публичное обсуждение предполагается вынесение проектов муниципальных правовых актов, разработанных ОМС, точнее их квалифицированными специалистами, которые обладают соответствующими знаниями права в различных сферах, в том числе социально - трудовой и предпринимательской, и необходимыми для этого навыками, что позволяет надеяться на высокое качество, своевременность, эффективность и увязанность с другими правовыми актами подготавливаемых проектов.        

          Во-вторых, публичные слушания носят коллегиальный и общедоступный характер. Эти свойства говорят о том, что в процессе публичных слушаний через дискуссии и полемику может быть выработано единое, общее, ценностное мнение различных представителей местного сообщества - работников предприятий и организаций, членов профсоюзов, представителей работодателей, молодежи, пенсионеров, предпринимателей, покупателей - которое качественно отличается от простой суммы отдельных мнений индивидов или мнения какой-либо группы граждан.

          Закон предусматривает возможность проведения публичных слушаний как по инициативе представительного органа или главы муниципального образования, так и по инициативе его населения, и, во-вторых, закрепляет перечень проектов муниципальных правовых актов, которые должны выноситься на публичные слушания в обязательном порядке.

          Помимо этого, устав муниципального образования и (или) нормативные правовые акты представительного ОМС должны предусматривать такие гарантии проведения публичных слушаний, как заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

          Все выявленные сущностные характеристики публичных слушаний говорят о том, что данная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления может и должна стать наиважнейшей формой непосредственного участия населения в нормотворческой деятельности ОМС, формой прямой и обратной связи между гражданами и ОМС, влияния граждан, общественности на содержание принимаемых ОМС решений.


Основания выдачи разрешений на строительство и на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»; Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»; приказом Минстроя России от 19.02.2015 №' 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", муниципальными правовыми актами, в том числе административными регламентами.

Результатом предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство являются:

     выдача разрешения на строительство;

     отказ в выдаче разрешения на строительство;

     внесение изменений в разрешение на строительство;

     отказ во внесении изменений в разрешение на строительство.

В качестве заявителей могут выступать застройщики – физические ( в том числе индивидуальные предприниматели) или юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Общий срок предоставления муниципальной услуги включает срок межведомственного взаимодействия органов власти и организаций в процессе предоставления муниципальной услуги и не может превышать 7 рабочих дней.

Муниципальная услуга предоставляется органом местного самоуправления бесплатно.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 ст.51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Документы могут быть представлены в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В соответствии с ч. 3 ст. 55 ГрК РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

                1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

                2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство;

                3) разрешение на строительство;

                4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

                5) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;

                6) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

                7) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

                8) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 ГрК РФа) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации;

                9) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

                11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

                12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

                Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 ст.55 Гр РФ, запрашиваются органами, указанными в части 2 ст.55 ГрК РФ, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

                Документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7 и 8 части 3 ст.55 ГрК РФ, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Согласно ч. 6 ст. 55 ГрК РФ, основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

1)   отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 статьи 55 ГрК РФ;

2)   несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3)   несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4)   несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства;

5)   несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка.

 

И.о. заместителя межрайонного прокурора                                      М.В. Егорова



Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН.

          Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства.

Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальные планы по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента Российской Федерации, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис­полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по­ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

Каждый гражданин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной,

Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.      

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

 Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

Многие даже не задумываются, что именно их действия не позволяют эффективно бороться с коррупцией. Что же является причиной такого пассивного отношения граждан к коррупционной ситуации в стране и к личной судьбе? К причинам коррупционного поведения можно отнести:

•толерантность населения к проявлениям коррупции;

•отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

•наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

•психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

•незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

•отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления коррупции и способах борьбы с ней.

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

 Тулунская межрайонная прокуратура



«Административная ответственность за нарушения муниципальными и государственными заказчиками  законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Решение любого вопроса местного значения невозможно без финансового обеспечения, и, следовательно, без проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и заключения соответствующих  муниципальных контрактов. Порядок осуществления закупок регулируется Федеральным законом  от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее – Закон о контрактной системе), порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц регулируется Федеральным законом № 223-ФЗ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение Закона о контрактной системе практически на каждой стадии закупки, начиная с момента планирования, составления планов-графиков, планов закупок и до момента исполнения контракта.

Ст.4.5 КоАП РФ определено, что срок давности за административные правонарушения в сфере закупок составляет 1 год. Срок давности исчисляется с момента совершения правонарушения.

Согласно ст. 2.4 КоАП, должностное лицо несет административную ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к ст. 2.4 КоАП четко прописано, кто несет административную ответственность, как должностное лицо:

§     лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок,

§     лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок.

КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в сфере закупок начиная со ст.7.29 КоАП РФ до 7.32.5 КоАП РФ. Основная ответственность предусмотрена за нарушение Закона о контрактной системе, также предусмотрена ответственность и за нарушение Федерального закона № 223-ФЗ.

Так, несоблюдение требований Закона о контрактной системе при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) чревато мерами административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ,  должностное лицо учреждения может быть оштрафовано на 30 000 руб. Например, по жалобе участника была проведена проверка заказчика, в ходе которой выявилось, что последний неправомерно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона, поскольку согласно извещению предметом закупки были товары, включенные в перечень товаров, работ, услуг, при закупках которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Соответственно должностное лицо заказчика было оштрафовано (Решение ФАС РФ от 20.10.2016 по делу № К-1702/16).

Штраф в размере 50 000 руб. грозит за принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в случаях, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ, или нарушение порядка и сроков согласования применения закрытого способа определения поставщика, возможности заключения контракта с единственным поставщиком.

Если заказчик решил провести закупку у единственного поставщика, а закупка должна осуществляться путем конкурса или аукциона, должностное лицо учреждения может быть оштрафовано на 50 000 руб. по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ. Так, учреждение заключило контракт с единственным поставщиком согласно п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку. Контрактом предусматривались приобретение авиационных и железнодорожных билетов для проезда сотрудников к месту командировок и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, бронирование и доставка авиационных и железнодорожных билетов, бронирование гостиниц, чартерных рейсов, агентские услуги. Вместе с тем бронирование и агентские услуги не подпадают под действие п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, значит, закупка данных услуг должна осуществляться с применением конкурентных процедур (Решение ФАС РФ от 22.03.2017 по делу № П-25/17).

Еще одним нарушением является несоблюдение требований Закона № 44-ФЗ об общественном обсуждении закупок. Правила и случаи такого обсуждения установлены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835. Они начали действовать с 01.01.2017. Должностные лица за нарушение могут быть оштрафованы по ч. 3 ст. 7.29.3 КоАП РФ на 30 000 руб. Обязательное общественное обсуждение проводится в случае закупки при НМЦК более 1 млрд руб., с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – за исключением некоторых случаев, например, запроса котировок в целях ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера.

При формировании документации о закупке спектр нарушений достаточно широк. Наиболее часто заказчики:

не размещают документацию в полном объеме. Например, при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объекта проектно-сметная документация должна быть размещена в ЕИС (Решение ФАС РФ от 26.09.2017 по делу № К-1238/17). Неразмещение или размещение не в полном объеме грозит штрафом по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ – от 15 000 до 50 000 руб.;

не устанавливают порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации и порядок оценки заявок (Решение ФАС РФ от 15.08.2017 по делу № К-1049/17);

сроки подачи заявок, вскрытия конвертов, рассмотрения заявок, установленные в конкурсной документации, не соответствуют срокам, указанным в извещении о проведении конкурса (Решение ФАС РФ от 10.08.2017 по делу № К-1033/17);

нарушают правила описания объекта закупки, например, включают требования в отношении товарных знаков, фирменных наименований, патентов и прочей информации, влекущие ограничение количества участников (решения ФАС РФ от 07.08.2017 по делу № К-999/17, от 24.10.2017 по делу № К-1413/17).

На стадии заключения, исполнения и расторжения контракта правила осуществления закупок тоже нарушаются. Например, Решением ФАС РФ от 28.09.2017 по делу № К-1256/17 жалоба участника о нарушении заказчиком порядка заключения контракта была признана обоснованной, поскольку в ЕИС отсутствовала информация о банковской гарантии на дату заключения контракта (банковская гарантия размещена 27 сентября, а сведения о заключении контракта размещены заказчиком 26 сентября).

Определением ВС РФ от 24.08.2017 № 304-АД17-10881 оставлены в силе состоявшиеся ранее решения, которыми заказчик признан нарушившим Закон о контрактной системе, поскольку условиями аукционной документации и контракта было предусмотрено, что поставщик гарантировал цену за единицу товара, не превышающую предельную отпускную цену, определяемую в соответствии с Постановлением № 865, тогда как фактически контракт был заключен с превышением предельной отпускной цены.

Иногда заказчики, заключив контракт, изменяют его условия. Это правомерно, если такая возможность предусмотрена контрактом или изменения производятся согласно законодательству. Если же изменения внесены без достаточных оснований – штрафа не избежать. Причем размер штрафа уже посущественнее, он составляет для должностных лиц 20 000 руб., а для учреждения 200 000 руб. (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).

Так, заказчик заключил контракт на строительство объекта. В ходе его исполнения с подрядчиком было заключено дополнительное соглашение о строительстве еще одного объекта. ФАС в данных действиях установила нарушение, поскольку соглашением скорректирован перечень выполняемых работ, ранее не предусмотренных контрактом, а документов и сведений, обосновывающих заключение соглашения об изменении условий контракта, не выявлено. Ведомство передало документы для рассмотрения вопроса о привлечении заказчика к административной ответственности (Решение ФАС РФ от 28.08.2017 по делу № П-97/17).

Приемка товара, работы или услуги зачастую совершается с различными нарушениями. Заказчики «забывают» провести экспертизу товаров, работ, услуг или отдельного этапа исполнения контракта. В таком случае должностное лицо заказчика может быть оштрафовано на 20 000 руб. (ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ).

Не всегда нарушения положения законодательства о закупках чреваты административным наказанием: за некоторые не предусмотрена ответственность КоАП РФ. Если за нарушение не предусмотрена ответственность, контрольный орган выдает обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений (ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе). В течение трех рабочих дней с даты выдачи предписания контрольный орган в сфере закупок обязан разместить это предписание в ЕИС. Причем оно должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения

.

 

старший помощник прокурора М.В. Егорова


Последствия уклонения от прохождения военной службы по призыву

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет, не имея на то законных оснований, призывная комиссия выносит соответствующее  заключение.

Для указанного заключения не требуется обвинительного приговора суда по уголовному делу об уклонении от призыва на военную службу.

О вынесении данного заключения военный комиссариат  в письменной форме  уведомляет руководителя государственного органа либо организации или муниципального органа, указанных в качестве места работы в документах воинского учета гражданина.

При наличии такого заключения гражданин в течение 10 лет  не может быть принят на гражданскую или муниципальную  службу, а   государственный или муниципальный служащий  подлежит увольнению со службы.

Руководитель государственного органа (организации) и муниципального органа обязан сообщить в военкомат об увольнении такого служащего в течение десяти дней со дня прекращения с ним служебных отношений.

 

 

Заместитель Тулунского межрайонного прокурора

советник юстиции  Т.В. Бузикова 


Требования промышленной безопасности  при эксплуатации опасных производственных объектов.

В статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 г.  №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) дается следующее определение понятия требований промышленной безопасности: это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, изложенные в настоящем Федеральном законе; других федеральных законах; нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ, принимаемых в соответствии с федеральными законами; федеральных нормах и правилах в области ПБ.

Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2, на четыре класса опасности (чрезвычайно высокой опасности; высокой опасности; средней опасности; низкой опасности).

Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

Важно! Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования к проектированию опасного производственного объекта: 

·                

обеспечение контроля качества проектной документации и авторский надзор за соблюдением проектных решений в процессе строительства;

·                 учет требований промышленной безопасности и разработка мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий на каждом этапе проектирования;

·                 разработка декларации промышленной безопасности;

·                 проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации и вносимых в нее изменений.

По обращению заказчика или лица, представляющего его интересы, исходные данные для разработки проектной документации рассматриваются органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  на соответствие требованиям промышленной безопасности, достижениям научно-технического прогресса в области новых технологических процессов, оборудования и материалов.

Требования к строительству опасного производственного объекта:

·                

принятие решения о начале строительства, расширения, реконструкции опасного производственного объекта только при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации;

·                 невозможность отступления от проектной документации в процессе строительства;

·                 контроль качества строительных и монтажных работ;

·                 контроль состояния технической базы и технических средств строительства и монтажа;

·                 приемка опасного производственного объекта в эксплуатацию по окончании строительства;

·                 разработка специальной технологической документации для пусконаладочных работ.

Соответствие построенных и реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением федерального органа исполнительной власти уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном статьей 55 Градостроительного кодекса. При этом проверяется:

·                 готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта;

·                 готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии;

·                 наличие договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Требования к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты:

·                 соблюдать положения Федерального закона № 116-ФЗ, иных законов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

·                 иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·                 уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности;

·                 обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

·                 допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

·                 обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

·                 иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

·                 организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

·                 создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 Федерального закона № 116-ФЗ;

·                 обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

·                 предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

·                 обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

·                 разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона № 116-ФЗ;

·                 заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

·                 приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

·                 осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

·                 принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

·                 анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

·                 своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

·                 принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

·                 вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

·                 представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Надзор за выполнением требований осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), его территориальные органы и должностные лица в соответствии с законодательно установленными полномочиями.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере организации похоронного дела и содержания мест захоронения

 

К вопросам местного значения сельских поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").  Названные полномочия органов местного самоуправления раскрываются в Федеральном законе от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

 На законодательном уровне были установлены гарантии погребения с учетом прижизненного волеизъявления лица и пожелания его родственников. Закон «О погребении и похоронном деле» закрепляет также гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умерших, достаточно подробно регулирует вопросы по организации мест погребения с учетом требований земельного, экологического и санитарного законодательства. Он устанавливает основы похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

Органам местного самоуправления принадлежат полномочия по организации и содержанию мест погребения, установлению порядка предоставления ритуальных услуг, определению стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и др.

Участок земли для погребения на общественном кладбище предоставляется органом местного самоуправления бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли для погребения умершего на территориях кладбищ (за исключением Федерального военного мемориального) устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

Правила содержания мест погребения устанавливаются органами местного самоуправления. На них, кроме того, возлагается обязанность в случае нарушения санитарных и экологических требований приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Одним из основных полномочий органов местного самоуправления районов, поселений и городских округов в рассматриваемой сфере является организация похоронного дела. Органы местного самоуправления создают специализированные службы, которые уполномочены оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе (статья 25 Закона о погребении). Порядок  деятельности данных служб определяется органами местного самоуправления.

Статья 25 Закона о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона  «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

 оформление документов, необходимых для погребения;

предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Законом не предусмотрено бесплатное оказание услуг, связанных с подготовкой тела умершего к погребению (оказание косметических услуг, одевание тела и т.д.).

Также не входит в гарантированный перечень услуг, предоставляемых на безвозмездной основе, копка могилы на кладбище. Копка могилы может осуществляться специализированной службой по вопросам похоронного дела, любыми хозяйствующими субъектами в указанной сфере либо самими гражданами.  Навязывание данных услуг специализированной организацией под видом платного предоставления подготовленного места для погребения является незаконным.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов (органы социальной защиты, пенсионного фонда и т.д.).

Таким образом, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги и организующим свою деятельность в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения согласно статьи 17 Закона о погребении.

Вместе с тем, оказание специализированной организацией услуг по гарантированному перечню на безвозмездной основе не исключает возможности оказания данной организацией на платной основе услуг, не входящих в гарантированный перечень, а также оказание на платной основе услуг из гарантированного перечня в случае, если лицо, обратившееся за оказанием данных услуг, получило социальное пособие на погребение.

 

         Тулунская межрайонная прокуратура



Административная ответственность за нарушение порядка использования государственного и муниципального имущества

В соответствии с положениями ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ) заключение договоров передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, в том числе договоров аренды, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Норма ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ направлена на обеспечение равного (конкурентного) доступа к указанному имуществу всем заинтересованным лицам. Конкурсные процедуры в данном случае необходимы для устранения преференций со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления отдельным участникам.

Из этих положений законодательства следует, что правоустанавливающим документом на помещения, находящиеся в государственной собственности, является договор аренды, заключенный с государственным унитарным предприятием с согласия собственника имущества и на основании проведенного аукциона.

Анализ материалов проведенных прокурорских проверок показал, что типичными нарушениями в сфере использования государственного и муниципального имущества являются:

предоставление недвижимого имущества в пользование без согласия собственника;

использование имущества без заключения договоров и государственной регистрации;

передача прав владения (пользования) государственным (муниципальным) имуществом вне процедуры торгов;

невнесение либо несвоевременное внесение арендных платежей за использование государственного (муниципального) имущества;

непроведение конкурсов на право заключения договоров аренды.

Частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении № 11 от 17.02.2011 указал, что при применении этой нормы в части привлечения к административной ответственности лиц за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без согласия собственника на распоряжение соответствующим имуществом судам следует учитывать, что арендатор (субарендатор) может быть субъектом ответственности за данное правонарушение, так как он обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого такое согласие имеется.

 

Тулунская межрайонная прокуратура